18.10.2024
Что на самом деле думают школьники
и учителя о профориентации в школе?
Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения
России в сентябре 2023 года во всех школах страны. 7 сентября 2023 года для
всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои
горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране,
поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали
разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на
самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем,
о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый
четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными
профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы
программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе
кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики,
психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали
методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и
интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы,
классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа
Тамбовской области:
Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и
нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать
важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём
выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы
Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила
несколько положительных моментов внедрения курса:
Занятия по профориентации помогают нашим
школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я
считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и
правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и
качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои
собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения
этого профориентационного курса является наличие готовых методических
материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на
методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель
Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
Мне как учителю очень нравится, как выстроена
работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое
планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте
«Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по
формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе
готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую
благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную
подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке
заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники
Белореченского района Краснодарского края:
С 1 сентября 2023 года я провожу курс
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о
России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность
ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране.
Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и
будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс
профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и
познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы
Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими
наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
С профессиональной точки зрения курс
внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня
тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями
будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С
его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск
Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными
профессиональными сферами:
Ни для кого не секрет, что дети малых городов
и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных
мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно
образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях
высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама
девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных
занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности
расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования,
позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ
«Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с.
Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
Курс профориентационных занятий «Россия – мои
горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один
урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он
хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или
иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим
результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в
другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества
требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные
таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию
учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в
будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку
курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для
обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы
предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую
очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ
«Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся
со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я
ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для
общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы
я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для
школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея
города Грозного:
Участвую в занятиях курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что
они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и
навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают
много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и
улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с
любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия
помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая
Русса:
В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика.
На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и
фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже
правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя,
металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры,
рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему
Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей,
их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях,
которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем
заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и
дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через
год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и
способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс
уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о
том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования
нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая
помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу
сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать
уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума
г. Брянска:
«Россия – мои горизонты» – очень интересный
проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно
узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все
равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я
считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех
обучающихся.